Connect with us

Hi, what are you looking for?

Интересное

Гибель линкора «Новороссийск». Как произошла одна из самых страшных катастроф в ВМФ СССР в послевоенное время

Одной из самых до конца непонятных и даже таинственных катастроф, произошедших с кораблями военно-морского флота Советского Союза в послевоенное время, считается гибель линкора «Новороссийск» 29 октября 1955 года. Долгое время ходили упорные слухи, что эта ужасная трагедия случилась не просто так, а была спецоперацией итальянских боевых пловцов (так как корабль достался СССР от Италии), хотя официальная версия винит во всем старые, оставшиеся со времен войны немецкие мины.

Гибель линкора «Новороссийск». Как произошла одна из самых страшных катастроф в ВМФ СССР в послевоенное время 1
Линкор «Новороссийск»
Гибель линкора «Новороссийск». Как произошла одна из самых страшных катастроф в ВМФ СССР в послевоенное время 2
Линкор «Новороссийск»

Линкор «Новороссийск» – это корабль, служивший в прежние времена Италии под именем «Джулио Чезаре». В дальнейшем он был передан СССР (при яростном несогласии большей части заинтересованных сил на западе такой вот передаче), где его включили в состав Черноморского флота. На тот момент линкор был одним из самых современных и могучих кораблей страны. Однако служба его оказалась совершенно недолгой и очень трагичной.

Гибель линкора «Новороссийск». Как произошла одна из самых страшных катастроф в ВМФ СССР в послевоенное время 3
Матросы линкора «Новороссийск»

Под вечер 28 октября 55-го года «Новороссийск» пришел в Севастопольскую бухту в район Морского госпиталя, где и пришвартовался. Однако данный маневр прошел не совсем гладко – корабль проскочил нужное место примерно на полкорпуса.

Тем не менее, этому небольшому казусу не придали значения, швартовка состоялась, и часть экипажа сошла на берег. Уже ночью, в 01:30 29 октября, у носа по правому борту раздался мощнейший взрыв, который навылет пробил корпус корабля, сделав огромную пробоину в нем. Взрыв пришелся на то место, где были расположены носовые кубрики линкора, в которых в ночное время и отдыхала часть экипажа. Непосредственно в момент взрыва погибло 150-175 моряков.

Гибель линкора «Новороссийск». Как произошла одна из самых страшных катастроф в ВМФ СССР в послевоенное время 4
01:30 29 октября, у носа по правому борту раздался мощнейший взрыв

После первого, спустя всего полминуты, состоялся и второй взрыв, уже по левому борту, который корпус не пробил, но серьезно помял его.

Практически сразу линкор, еще находившийся на плаву, попытались буксиром оттянуть на мелководье, однако вскоре прибыло начальство в лице командующего Черноморским флотом Пархоменко, который этот процесс остановил, что и сыграло роковую роль в дальнейших событиях. Вновь продолжить буксировку он приказал лишь спустя время, однако сделать этого уже было нельзя – носовая часть корабля опустилась и «зарылась» в грунт. В это же самое время на «Новороссийске» находился и весь экипаж, часть которого после взрывов участвовала в эвакуационных работах.

Основная же часть людей (всего около 1 тысячи), не задействованная ни в чем, находилась на борту корабля просто так.

Гибель линкора «Новороссийск». Как произошла одна из самых страшных катастроф в ВМФ СССР в послевоенное время 5

Приказ об их эвакуации Пархоменко дал лишь под утро, примерно к 4 часам, но в 04:15 корабль «нахватался» воды, накренился, а вскоре и попросту перевернулся со всеми, кто находился на борту. К 10 вечера того же дня «Новороссийск» полностью ушел на дно.

Из официальных источников известно, что страшная трагедия унесла жизни 829 человек, как членов экипажа самого «Новороссийска», так и моряков с других кораблей, которые принимали участие в эвакуационных и буксировочных работах. Особо ужасна была судьба матросов, запертых во внутренних помещениях корабля. Даже когда он перевернулся и ушел под воду, они все еще продолжали стучать по корпусу, и этот страшный стук полностью прекратился лишь 1 ноября.

Гибель линкора «Новороссийск». Как произошла одна из самых страшных катастроф в ВМФ СССР в послевоенное время 6

В 1956 году Советским Союзом было начато проведение уникальной операции по подъему линкора со дна. Проводилась она так называемым «методом продувания» (воздухом из корпуса выдували воду, благодаря чему он всплыл). Таким образом, «Новороссийск» подняли на поверхность 4 мая 1957 года.

Гибель линкора «Новороссийск». Как произошла одна из самых страшных катастроф в ВМФ СССР в послевоенное время 7

Членов этой операции потом наградили высокими наградами – настолько сложной она была. Остатки корабля «Новороссийск» были разобраны на металл, а серьезных наказаний за данный инцидент никто так и не понес.

В тренде